Житель Приморья потратил четыре дня из-за ошибки судебных приставов, которые приписали ему чужой долг, а после еще и заблокировали ему банковскую карту. Свою историю пострадавший житель краевого центра прислал в редакцию ИА «Дейта».
«Узнав однажды утром о том, что по постановлению судебных приставов заблокирована банковская карта и наложен запрет на регистрационные действия с личным автомобилем, начинаешь чувствовать себя несколько некомфортно. Ощущения эти многократно обостряются, когда выясняешь, что все эти, мягко говоря, неприятности, возникли не только из-за собственной задолженности. На практике ощутил 'прелести' ошибки системы исполнительного производства и отсутствия взаимодействия между двумя государственными структурами», - отметил пострадавший.
Сообщения от банка начали сыпаться одно за другим. Первое было самым безобидным. Банк оповестил о «взыскании/аресте по требованию судебных органов 500р».
«Первая мысль - взыскание своевременно неоплаченного штрафа за нарушение правил дорожного движения. Как выяснилось позже, - так оно и было. Неприятно, но не смертельно. Нарушил - отвечай. Самое занимательное началось потом. Следующее sms-сообщение также говорило о «взыскании/аресте по требованию судебных органов…» но уже 37,5 тысяч рублей. Еще через мгновение сумма «взыскания/ареста» превышала уже 41 тысячу рублей. И финальная «эсэмэска» просто подкупила своей скромностью - «списание платы за овердрафт 0,18р.», - пояснил мужчина.
На сайте Управления федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю удалось выяснить, что действительно имеют место два исполнительных производства. Причиной одного является неуплаченный штраф за нарушение ПДД, причина второго - неисполнение судебного приказа по иску Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России». Вот этот момент стал особым. Достаточно сложно понять происходящее, если в реальности не было судебных споров с банком. Но данные сайта приставов говорили о суде, который прошел более полутора лет назад и что за ответчиком должок более сорока тысяч рублей.
В сложившейся ситуации успокаивало одно - «санкции» приставов не застали где-то в командировке. Иначе все было бы совсем печально.
Визит в соответствующее подразделение судебных приставов. В нашем случае - в отдел по Ленинскому району Владивостока. Стоит отдать должное коллективу, преимущественно - женскому, этого, наверное, самого неоднозначного госведомства. Выслушали и оказали всяческое содействие в разрешении ситуации. Оплата штрафа в 500 рублей была оформлена соответствующим образом «на месте». А вот второй долг, по банковскому иску, как выяснилось, числился за иным лицом. Участника данной ситуации с «иным лицом» объединяла фамилия. Фактически произошла техническая ошибка, увеличив стоимость проблемы с 500 рублей до четырех десятков тысяч.
Причину возникновения такой ошибки в отделе судебных приставов по Ленинскому району объяснить не смогли. Зато сотрудники службы достаточно оперативно подготовили постановление, отменяющее наложенный ранее запрет на регистрационные действия с автомобилем, а также направили в Сбербанк необходимый, по их словам, пакет документов для возобновления работы банковской карты. Период ожидания процесса «разморозки» карты обозначили по-житейски «максимум неделя, но надеемся, что все произойдет в ближайшие дни». Интонация, с которой была сказана эта фраза, наводила на мысль о том, что с межведомственным взаимодействием и документооборотом не все гладко.
Позже ИА «Дейта» сообщили в Управлении федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, что «Случаи, когда по постановлению судебного пристава были списаны денежные средства со счета в банке, принадлежащего однофамильцу должника, крайне редки. Статистика таких случаев не ведется». С одной стороны понятно. Мало какому ведомству захочется формировать у себя перечень ошибок, которые так или иначе допустили сотрудники. С другой стороны - если не изучать собственные недочеты в работе, то от них и не избавиться.
Дальше - в Сбербанк. Точнее, звонок в его контактный центр. Женский голос, проведя «обряд» идентификации звонящего и узнав суть обращения, заключил, что если все документы направлены в банк, то карта будет разблокирована в течение 9 дней.
Нечто трагичное было в указанном сроке. Среднестатистический homo sapiens без пищи, если верить медицине, «протянет» дней семь-восемь. Если предположить, что все средства к существованию, включая пропитание, находятся на заблокированной карте, то как раз, к поминальному дню можно будет деньгами воспользоваться. В общем, сама ситуация говорила о том, что без визита в одно из владивостокских отделений Сбербанка не обойтись.
Проведя некоторое время в одном из офисов этого кредитно-финансового учреждения, удалось выяснить, что приставы направили специалистам «Сбера» неверный перечень документов. Выражаясь человеческим языком, количество «бумажек» не соответствовало регламенту, согласно которому карту должны разблокировать. На предложение связаться по телефону с судебными приставами и напрямую откорректировать формирование пакета необходимых документов, сотрудница отделения банка ответила категоричным «нет», отметив, при этом, что приставы сами все знают.
Как позже сообщила ИА «Дейта» эксперт сектора маркетинга и коммуникаций Приморского отделения ПАО Сбербанк Евгения Дубовик, взаимодействие между Сбербанком и УФССП по Приморскому краю осуществляется согласно 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы-исполнители направляют исполнительные документы на исполнение в электронном виде, а также на бумажном носителе, которые Банком исполняются незамедлительно.
Снова к судебным приставам. По факту рассказа о том, что произошло в отделении Сбербанка, приставами оперативно был собран «консилиум». Решение было принято «коллегиально» - направить в «Сбербанк» еще одну версию документов. При этом, «здешние» специалисты также напрочь отвергли предложение связаться с банком и уточнить по телефону ситуацию с документацией.
В банке, взглянув на копии очередной версии документов от приставов, специалист кредитно-финансового учреждения заключил, что теперь все в порядке и карта будет разблокирована в течении суток. Так оно и произошло.
Комментируя ситуацию, в банке отметили, что «списание средств со счета должника за блокировку карты (счета) как банковской услуги не предусмотрено. При недостаточности средств у должника не возникает овердрафт, неоплаченная сумма остается зарезервированной по счету клиента до полного погашения задолженности».
В целом, на разрешение ситуации, ушло четыре дня. Порядка десяти часов было исключено из рабочего времени, «спалено» около 20 литров бензина и масса нервов.
Примечательно, что в каждом из указанных учреждений, сотрудники, объясняя те или иные свои действия, постоянно ссылались на какие-то внутренние распоряжения, правила или инструкции. При этом, почему-то, категорически отказывались прибегать к элементарным инструментам коммуникаций.