• >> NYT: Запад разработал вакцину против Эболы 10 лет назад

  • >> Ремонт двух километров дороги в Симферополе обошелся в 144 миллиона

  • >> В аэропорту Уфа появились стойки самостоятельной регистрации


В Японии отмечают 70-летие первых вылетов камикадзе

В ряде синтоистских храмов страны проводятся церемонии с участием родственников погибших, а также самих бывших смертников, которым посчастливилось выжить в силу разных обстоятельств.

Однако с учетом деликатности темы никаких официальных мероприятий не предусмотрено.

Первый отряд камикадзе был сформирован в октябре 1944 года на Филиппинах во главе с признанным асом морской авиации капитаном Юкио Сэки. 21 октября его подчиненные совершили первую самоубийственную атаку на американские корабли, но она закончилась неудачей. Успех пришел 25 октября, когда в воздух поднялись сам капитан и его подчиненные на пяти истребителях Mitsubishi Zero в ходе битвы в филиппинском заливе Лейте, которая теперь считается крупнейшим морским сражением в истории человечества.

Юкио Сэки первым на своем самолете врезался в американский эскортный авианосец «Сен Ло». Затем в него попали самолеты и других летчиков, а корабль был потоплен.

Всего в в результате атак камикадзе, по данным США, были потоплены 34 корабля, почти 300 получили повреждения. Погибли 6 тыс. 418 камикадзе, однако их вылеты не смогли переломить хода войны, как на то рассчитывало милитаристское руководство в Токио.

После самоубийственной атаки у Филиппин все японские газеты вышли со стандартными заголовками на первых полосах: «Жертвовать жизнью ради спасения Родины - вот дух императорской армии!» Был развернут культ почитания капитана Сэки, которого называли «богом войны». Тысячи старшеклассников, студентов и молодых пилотов мечтали повторить его самоубийственный полет.

Интервью первого в истории камикадзе

Однако, как выяснилось после поражения в войне, сам капитан Сэки относился к камикадзе совсем по-другому. Это засвидетельствовал корреспондент японского информационного агентства «Домэй», который взял у летчика интервью перед его последним вылетом.

«Будущее Японии печально, если она убивает своих лучших пилотов,- сказал капитан Сэки.- Я лечу не ради императора и империи, а потому что мне приказали. Я вполне могу сбросить на американский авианосец 500-килограммовую бомбу и вернуться назад».

После полета Сэки было посмертно присвоено звание подполковника, а его мать стала объектом всеобщего почитания. Ситуация резко поменялась после капитуляции - женщину многие стали третировать как пособницу милитаризма. Разделились мнения и о камикадзе - кто-то теперь считает саму эту затею преступлением, а в глазах других погибшие летчики остаются трагическими героями.

Завещания камикадзе как культурный объект

В нынешнем году японские власти направили в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявку с просьбой внести в список Всемирного наследия (программу «Память мира») 333 письма и завещания камикадзе, которые они писали перед тем, как отправиться в последний полет. Документ был составлен от имени администрации города Минами-Кюсю, где находится уникальный Музей мира, посвященный этим смертникам.

В музее хранится около 14 тыс. фотографий, писем и других документов, связанных с камикадзе.

«Это последние свидетельства от людей, которые в доведенном до предела эмоциональном напряжении, - заявил тогда на пресс-конференции мэр города Кампэй Симоидэ, аргументируя свое решение. - Необходимо сохранить эти письма и завещания как напоминание об ужасах войны».

Однако эта идея встретила протесты со стороны Китая и Южной Кореи как попытка оправдания милитаризма, и ЮНЕСКО не стала заносить письма камикадзе в свой почетный реестр.