• >> Microsoft поможет россиянам перейти на зимнее время

  • >> В Перми начали наказывать управляющие компании за плохую уборку снега во дворах

  • >> Миниатюра полуострова и мира. Что посмотреть в ноябрьские праздники в Крыму

Виртуальные лаборатории с видеоиграми спасут науку от мошенничества

Эдриен Трей (Adrien Treuille) и Риджу Дас (Rhiju Das) утверждают, что онлайн-игры, в которые играют тысячи добровольцев, дают значительно больше научной строгости в проверке гипотез. В качестве доказательства биологи приводят свой собственный проект - EteRNA, виртуальную лабораторию по изучению РНК.

«Такие проекты представляют собой новую модель удаленных исследований, благодаря которой можно предотвратить основные формы научного мошенничества. В EteRNA участвовало более 150 тысяч добровольцев, отдавших проекту около 2 миллионов человеко-часов. За каждой гипотезой, за каждым выводом смотрело множество глаз. Все шло в открытую», - заявил Трей.

Такого рода прозрачность не даст отдельным ученым подправлять свои гипотезы, чтобы те соответствовали полученным в ходе эксперимента результатам, или выбирать из большого объема данных только удобные. «Мало кто об этом говорит, но когда одна и та же группа выдвигает гипотезу и проверяет ее в лаборатории, возникает конфликт интересов. Это одна из причин эпидемии невоспроизводимых результатов в современной науке», - отмечает Трей.

В современной биологии и медицине даже единичная процедура секвенирования ДНК или РНК может дать несколько миллиардов частных значений. Охватить эту информацию, выдвигая и проверяя различные гипотезы, можно лишь за длительный срок. У исследователей всегда есть соблазн отказаться от лишних усилий и «снять сливки» - вручную выбрать данные, позволяющие написать максимально интересную статью, отмечает Дас. Однако когда ученому помогают тысячи добровольцев, массив информации уже не выглядит столь устрашающим.