Первая половина 2014 года стала рекордной для аукционных домов: выручка от продаж и у Christie's, и у Sotheby's возросла на 22% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Принимая во внимание, что прошлогодние итоги Christie`s были лучше, чем у конкурента ($7,1 млрд против $5,2 млрд),- можно предположить, что такая расстановка сил сохранится и дальше.
Christie`s особенно силен в продаже современного искусства и онлайн-аукционах. Один только вечерний аукцион «Послевоенное и современное искусство», который прошел в мае в Нью-Йорке, дал фантастические $745 млн. В целом раздел уже принес $1,3 млрд, то есть по сравнению с первым полугодием 2013 года вырос (так и хочется сказать, «раздулся») на 30%.
Но это далеко не предел роста - на 87% увеличился объем продаж на специальных онлайн-торгах, которые Christie`s проводит у себя на сайте. Всего эти торги принесли $14,4 млн, в них участвует очень много новичков (более четверти участников), и суммы, которые платят тут, постепенно возрастают. На таких торгах в основном предлагаются - и это очень разумно - коллекционные часы и вина, предметы роскоши, например винтажные сумочки культовых марок, принадлежавшие культовым персонажам, или ювелирные изделия. Изящного искусства тут пока немного - но это будет следующим шагом.
Единственная категория, в которой у Christie`s спад продаж,- «Искусство стран Азии» (спад на 15%), и на 8% упали продажи на торгах, географически привязанных к Азиатскому региону. Зато покупателей из Азии на интернациональных торгах - чуть не треть от всех участников. Видимо, коллекционеры из Азии просто переросли свое национальное искусство - и скупили чуть ли не все главные лоты на аукционах импрессионизма, модернизма и современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке.
Похоже, что-то подобное происходит и с русскими покупателями: на аукционах искусства старых мастеров Sotheby`s 20% лотов приобрели русские. В этом разделе - «Искусство старых мастеров и европейская живопись XIX века» - лидирует именно Sotheby`s. У этого аукционного дома тоже много новых покупателей, и продажи в Азиатском регионе не только не упали, а возросли - аж на 47%.
Главное, в чем Sotheby`s принципиально отстает от конкурента,- это отсутствие онлайн-торгов. Речь идет не об интернет-участии в реальных торгах, где аукционист стучит молотком и выкрикивает «Кто больше?», а его помощник оглашает ставки с экрана монитора,- такое есть сейчас у любого крупного аукционного дома, и тем более у гиганта Sotheby`s. Дому не хватает специальных торгов, проходящих только в виртуальном пространстве,- такие, привлекая любителей интернет-покупок с их особой психологией, могли бы существенно поднять обороты. Когда-то, в 2002 году, Sotheby`s обжегся на подобном проекте - заключил договор с eBay, но прибылей не получил: аудитория тогда не созрела. Зато теперь, вновь войдя в соглашение с крупнейшим интернет-магазином мира с его 145 миллионами зарегистрированных покупателей, дом готов одним прыжком наверстать упущенное.
Татьяна Маркина